- Владимир
- митрополит московский и коломенский, в мире Василий Никифорович Богоявленский, сын священника Тамбовской епархии; р. в 1847 г., среднее образование получил в тамбовской духовной семинарии, высшее в киевской духовной академии. В 1874 г. назначен преподавателем в тамбовскую семинарию. В 1882 г. был рукоположен во священника Покровской соборной церкви г. Козлова; в 1883 г. назначен благочинным местных городских церквей. Рано потеряв жену и единственного ребенка, о. Василий в 1886 г. постригся в иночество с именем Владимира и был назначен в сане архимандрита настоятелем троицкого монастыря в Козлове. В 1888 г. был хиротонисан в Александро-Невской лавре в СПб., во епископа старорусского, викария новгородской епархии, с местопребыванием в Новгороде. Здесь он особенно заботился о развитии дела церковного учительства. Он придавал большое значение церковному проповедничеству, и его красноречивые проповеди всегда привлекали массы слушателей; святому делу проповеди высокопреосв. В. оставался преданным навсегда. Памятником его служат его "Беседы на семь слов Спасителя со креста". В январе 1891 г. был назначен в Самару на самостоятельную кафедру. Много трудов положил владыка на распространение просвещения среди своих пасомых в духе православного учения: устроил в Самаре алексиевское религиозное просветительное братство, обратил внимание на развитие и правильную постановку катехизических поучений, особенно заботился о духовно-учебных заведениях. Сознавая роль женщины в семье, заботился о распространении женских церковных школ. Также много потрудился высокопреосв. В. над делом церковного строительства: в бытность его в Самаре выстроено было до 10 церквей. Но особенно энергичную, самоотверженную деятельность проявил владыка во время народных бедствий. Во время голода в Самаре учредил епарх. комитет для сбора и раздачи пожертвований пострадавшим, сделал предписание об отчислении % из церковных наличных сумм, при всех монастырях и состоятельных церквах устроены были столовые и чайные; всюду входил сам и своим примером увлекал других. С самоотверженной энергией выступил архипастырь на холерном кладбище, служил сам панихиды, на видных местах и площадях города устраивал молебствия об избавлении от беды. Он словом утешения и ободрения убеждал не падать духом и пользоваться врачебной помощью. Он был в это время сильной нравственной опорой для своих пасомых. Но вскоре, в 1892 г., он должен был покинуть Самару, будучи назначен экзархом Грузии, архиепископом карталинским и кахетинским. Немало труда положил высокопреосв. Владимир в этом крае для укрепления просвещения и веры в духе правосл. церкви. Введением проповедей за богослужением он достиг сближения неправославных этого края с православными. Важное значение имели частые поездки по экзархату, где владыка произносил свои увлекательные проповеди. С особой заботливостью он относился к духовно-учебным заведениям, и благодаря его трудам на Кавказе были открыты более 300 школ. Немало внимания уделил церковно-строительному делу: всего построено и возобновлено владыкой более 100 храмов. В 1898 г. назначен был митрополитом московским и коломенским и в марте его встретила уже новая его паства. Здесь владыка заявил себя энергичным борцом со страшным народным бедствием пьянством.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.